Игровые приставки: эволюция видов
Занимаясь продажей игровых приставок вот уже более 20 лет, мы были свидетелями эволюции в игровой индустрии. Конечно история консолей нельзя вместить в два десятка лет, поэтому выйдем за пределы жизни нашей компании и заглянем на первоистоки!
В России есть уже давно устоявшееся определение для той категории людей, которым сегодня чуть за тридцать – «поколение 90-х». Это люди, которые не застали всех проблем быта «перестройки», и времена последних десяти лет прошлого века помнят не в виде череды кризисов, нищеты, беспросветности, а исключительно ностальгически, – как светлую, приятную во всех отношениях эпоху своего детства. Эта эпоха ассоциируется у них с незабываемым вкусом жвачек «Love is…», «Turbo», первых чупа-чупсов и «сникерсов», с аудиомагнитофонами, «видиками» и целым богатством голливудских видеоплёнок, с первыми игровыми приставками, главный символ которых – слонёнок Dendy – иногда даже снился…
Игровые приставки, конечно же, занимали в этом мире особое место (причём не только у мальчишек и девчонок, нередко перед телевизором с джойстиком в руках можно было заметить и какого-нибудь особо азартного папу). Картриджи с популярными играми ценились на вес золота, к другу, у которого дома была самая навороченная приставка, ходили всем двором, а сюжеты некоторых видеоигр повторялись на детских площадках.
Популярными видеоигры в то время были не только в России, но и во всём мире. Обусловлено это было молодостью самих технологий видеоигр, развивавшихся параллельно компьютерам, и за счёт относительной дешевизны и простоты в обращении царивших на ниве бытового досуга простых людей.
А начиналось всё в далёких 50-х годах прошлого века, когда американский инженер Ральф Байер задумался о разработке игровой консоли, совмещённой с телевизором. С момента зарождения идеи до фактического воплощения её в жизнь прошло целых 15 лет: первая игровая приставка Magnavox Odyssey увидела свет только в 1966 году (сегодня она хранится в Национальном музее американской истории). Впрочем, в магазинах США первые приставки Magnavox появились только в 1972 году, стоили они 99,95 долларов – целое состояние по тем временам.
Приставка Байера представляла собой довольно примитивное устройство: без ЦПУ (центрального процессорного устройства), работавшая на 40 транзисторах и 40 диодах, она стала лишь первой эволюционной ступенькой в большом мире видеоигр.
В 1975 году инженеры из Шотландии изобретают первый игровой процессор, и вскоре на рынке появляется Telstar компании Coleco – первая видеоприставка Pong-типа (это устоявшееся выражение для всех игровых устройств первого поколения, слова pong тут означает буквально пинг-понг – именно эта незатейливая игра была особенно популярна в то время). Всего за три года существования консолей Telstar было выпущено 15 модификаций приставок.
Впрочем, судьба Telstar незавидна: к 1980-му году из-за снижения интереса к приставкам Pong-типа от Coleco, никак не развивавшая свою продукцию компания была на грани банкротства. Тенденция потери интереса к игровым консолям в то время, впрочем, была явлением повсеместным: простенькие игры с примитивной графикой, видимо, быстро приедались людям.
Однако, ещё одна компания, Atari (та самая Atari, в которой успел поработать кумир «яблочной» молодёжи Стив Джобс) всё же держалась на плаву, а её приставка Atari 7800, оборудованная первым цифровым джойстиком и появившаяся на рынке в 1986 году, оказалась на вершине мировой пирамиды game-индустрии того времени. Впрочем тоже ненадолго, поскольку на японском рынке уже в 1983 году (а в Европе с 1985 года) появилась первая восьмибитная famicom-консоль – Nintendo Entertainment System.
Да-да, это тот самый NES-монстр (известной в России, наверное, каждому своим аппаратным клоном Dendy), съевший не один миллион часов досуга заядлых игроманов во всём мире. За каких-то пять лет NES со своим официальным символом из игры Super Mario Bros. водопроводчиком Марио проделал огромный путь порабощения душ неофитов с джойстиками в руках: официально за всю историю производства этой видеоприставки было продано более 60 миллионов приставок Nintedo, 500 миллионов игр.
Счастье NES, впрочем, опять же длилось недолго. Поскольку на дворе уже вовсю бушевали безжалостные 90-е с новыми кумирами молодёжи, имя одного из которых нам тоже прекрасно известно: 16-битная приставка Sega Mega Drive была желанной гостьей в любой семье во всём мире. Её основным конкурентом в то время была 16-битная же Super Nintendo (SNES), и это были благословенные времена стремительного кругооборота в природе картриджей и всевозможных приставок. В «танчики» или какую-нибудь культовую стрелялку-бродилку мальчишки могли резаться целыми сутками – пока из телевизора дым не повалит.
Перезагрузка матрицы смысла жизни игроманов произошла в 1995 году. Именно тогда на рынке появилась первая 32-битная консоль, которая буквально поработила души некоторых людей – Sony PlayStation, и конкурентов этой тогда приставке не было (не считать же серьёзным соперником вышедшую Sega DreamCast, последнюю консоль от этой японской корпорации).
В начале нулевых появляется уже Sony PlayStation 2, и казалось бы впереди перед Sony расстилается безбрежное светлое игровое будущее, однако тут на рынке совсем неожиданно появляется конкурент, который ранее замечен в game-индустрии не был. Имя у конкурента знакомо нам всем с пелёнок – Microsoft, а его игровой продукт до сих пор у некоторых хранится в красном уголке – это Xbox обыкновенный.
Конкурентные маркетинговые «боевые» действия на мировом игровом рынке между SPS2 и Xbox продолжались ровно до момента выпуска второй серии майкрософтовского продукта – Xbox360, и об потребительских ожиданиях этого продукта говорит факт того, что в первый же день было продано 20 тысяч этих консолей в одной только США.
Sony решила не отставать, и в 2006 году состоялся релиз консоли 7-го поколения, в названии которой в дополнение к привычному сочетанию PlayStation была просто добавлена цифра 3. Серьёзное устройство с не менее серьёзной аппаратной начинкой и стоил (в отличие от той же Xbox360) достаточно серьёзных денег: по такой цене шесть лет назад можно было купить хорошую бюджетную модель стационарного ПК или ноутбука.
На рынке до сих пор помимо этой сладкой парочки «твикс» присутствует и третий старейший игрок международного game-рынка – Nintendo с одноимённой приставкой под кодовым названием Wii (вышла тоже в далёком 2006 году).
Говоря об этой троице современных игровых приставок, нужно отметить, что у каждой из них есть немало собственных, преданных фанатов. Это неудивительно, поскольку каждая обладает рядом индивидуальных интересных технических характеристик.
Скажем, уменьшившаяся в размерах с момента выхода SPS3 Slim обладает Blu-ray-приводом, обширной линейкой встроенных жёстких дисков и беспроводным контроллером PlayStation Move, фиксирующим своё расположение в 3-х измерениях.
Nintendo Wii при заметно более слабых аппаратных показателях с самого своего выпуска имел преимущество в виде инновационного контроллера Wii Remote, позволяющего геймерам интерактивно управлять действиями героев в тех или иных игрушках.
В последней версии Xbox360 – Slim/S – также имеется интерактивный контроллер управления движениями Kinect. По сравнению с первыми устройствами этой серии от Microsoft современная Slim/S в общем более компактна, менее шумна, да и нагревается не так сильно даже при достаточно активном использовании.
Ожидать каких-либо революционных прорывов в игровой индустрии в ближайшее время, наверное, не стоит. Но все же мировые компании игровой индустрии радуют нас новинками, если не играми, то новыми консолями. Например за последний год (2013-начало 2014) вышло аж 2 релиза! Игровая приставка Xbox ONE от компании Microsoft и конечно ее достойный конкурент компания Sony с консолью восьмого поколения Playstation 4.
Будут ли и дальше развиваться и соперничать игровые корпорации мы узнаем в будущем, но пока все сосредоточены на последних приставках и не зря, ведь каждая обладает своими приемуществами, но так и недостатками! Каждая компания старалась опередить время и пичкала своего ребенка всеми технологиями, которые могли иметь общего с телевизором или игровой тематикой.
Многие приложения которые мы привыкли видеть в ноутбуках или телефонах теперь могут быть использованы на вашем телевизоре с помощью Xbox ONe или же PS4! Вы можете разговаривать по Skype или же заходить в интернет смотреть видео на You Tube (но этим Вас не удивить уже). Говоря о технических характеристиках, приставки самые усовершенствованные, чем мы могли себе представить! Создатели консолей не останавливаются на достигнутом, а идут вперед гордясь своим детещем, и мы может смело сказать, что не зря!
Все эксперты сходятся во мнении, что игровые приставки, если и будут совершенствоваться, то только в направлении улучшения аппаратной мощности и качества игрового процесса… Впрочем, для заядлых геймеров уже и это неплохо, их философия и смысл жизни и так заключается в заветной пластиковой коробочке любимой приставки.