Fallout
Какое будущее пророчили человечеству в 1950-е годы? Конечно же, большую ядерную войну с Китаем за оставшиеся нефтяные ресурсы, в ходе которой вымерла бы большая часть человечества. А те жалкие остатки людей, которые всё-таки выжили, расселились кто в пустоши, кто в горы, а кто и в подземные убежища. Участь последних, видимо, более завидна, так как жители подземных бункеров защищены от радиации. Ядерный удар высвободил и биологическое оружие, и теперь «благодаря» воздействию бактерий некоторая часть людей и животных мутировала.
В этом мире и живёт главный герой, который именуется здесь Выходцем Из Подземелья. В начале игры игроку позволено самому выбрать его имя. В его бункере катастрофическая нехватка воды, и Смотритель (глава бункера) поручает ему найти заветный чип, который, будучи вставлен в особую систему, начнёт поставлять воду. На эту работу ему даётся целых 150 дней. Однако оказывается, что длительное отсутствие контактов с большим миром привело к тому, что жители бункера знать не знают, где искать этот самый чип; им известно только одно месторождение, которое, однако, оказывается заброшенным. Что делать дальше, чтобы выполнить поручение Смотрителя в срок, должен решать уже сам играющий. То есть, по сути, он покинут на произвол судьбы.
Вот тут начинается самое интересное – реализация всех возможностей игры. А это полная свобода действий: можно идти в любую сторону, заходить в любое поселение, общаться с кем угодно и принимать осознанные решения. Свои действия игрок планирует в зависимости от имеющихся навыков героя. Так, если герой имеет хорошо развитый навык «Красноречия», то он может убедить мутанта сотрудничать с ним или же вступить в его группировку. Примечательно именно то, что при наличии открытого мира и свободы действий игра имеет основной «стержневой» сюжет, невыполнение плана которого чревато полным проигрышем (хотя, опять-таки, с возможностью иного исхода).
Формирование навыков – это отдельная статья в игре. Как известно, во многих ролевых играх (а Fallout относится именно к этому жанру, в «компьютерной» обработке) «формирование личности» персонажа носит случайный характер и основано на бросках «дайсов» - игральных костей. Изобретённая в 80-х годах ролевая система GURPS положила конец всяким случайностям и ввела фиксированное количество очков, которые каждый игрок распределяет по всем возможным навыкам. Всего таких навыков четыре, и играющий сам решает, каким будет его герой – сильным и ловким, но интеллектуально недалёким, или же умным, но физически слабым, а может, захочет создать «сбалансированного» персонажа. Эта система впоследствии была принята очень многими ролевыми играми, и в 90-х годах стало ясно, что её с успехом можно применить и в компьютерном игровом мире. Её и решили применить создатели Fallout, которая планировалась как первая компьютерная игра на основе GURPS.
Демонстрационные ролики показали правообладателям системы GURPS, которые должны были позволить использовать её в игре. Однако руководство компании посчитало игру слишком жестокой и отказалось давать права на использование системы. Разработчикам игры ничего не оставалось, как в короткий срок изобрести свой собственный сеттинг. Это и было сделано, в результате появилась ролевая система SPECIAL. Принцип системы сходен с GURPS – то есть распределение очков по навыкам. Но навыков стало чуть больше – семь, а на их основе были введены «производные» навыки.
Назначенные игроком параметры в основном остаются такими на протяжении игры, но некоторые можно немного усилить, проходя определённые миссии, попадая в нужные места, приобретая некоторые важные предметы и получая «перки».