История успеха знаменитой игры Mario

Опубликовано в: Статьи, Обзоры

super mario logoНа всём белом свете не сыскать более знаменитого героя. Никто не приносит так много прибыли, как он, и ни один персонаж не даёт так много перспективных обещаний, которые непременно осуществляет. Остаётся только разместиться поудобнее и проследить за удивительным восхождением иконы.

Америка 1984

За поражающе короткие сроки рынок заполоняет угрожающий поток плохих игр. Большинство покупателей фрустрированы настолько, что начинают инвестировать свои деньги в более дешёвые и, на тот момент, более перспективные системы — домашние компьютеры, такие, как Commodore 64. Как следствие, летом этого же года, мир видеоигр содрогается: Warner Communications за символическую сумму продают фирму Atari бывшему шефу Commodore, Джеку Трамьелу. Американская видеоигровая отрасль сваливается в бездонную пропасть. Консоли окончательно выходят из моды. Только Нинтендо не оставляет надежд и совершает довольно смелый поступок, выпустив в 1985 году приставку «Nintendo Entertainment System».

Лицо приставки, игра «Super Mario Bros.» оказывается абсолютным хитом продаж, побеждая во всевозможных хит-парадах и побивая все рекорды. Главный герой, Марио, сразу появляется у всех на устах и взбирается на самую вершину шкалы популярности. Сиё молниеносное возвышение в точности напоминало восхождение другой классики от одного и того же дизайнера, Шигеру Миямото, под названием Donkey Kong. В ретроспективе, причины такой популярности выглядят вполне очевидными. Новоиспечённый платформер отрёкся от стандартной игровой формулы. Если раньше, главной целью в игре было достижение как можно большего количества очков, то теперь на передний план переместились такие аспекты, как прохождение всех уровней и обследование этапов на предмет скрытых тайников и секретов.

super mario bros screen

В свою очередь, такая тактика зачастую заставляет игрока поступать аналитически, что вызвало настоящую революцию и открыло второе дыхание всему игровому миру. Игроки и критики поголовно влюбляются в эту игру и её миниатюрного персонажа, а руководству Нинтендо ничего другого не остаётся, как посмеиваться в кулачок, да тихонько потирать ручки, ведь им, без особого труда, удаётся продать свыше 40 миллионов копий игры. Марио становится курицей, несущей золотые яйца.

Продолжение, само собой, не заставило себя долго ждать, и спустя ровно год в Японии выходит «Super Mario Bros. 2». Нинтендо с нетерпением ожидает реакции игроков и уже предвкушает звон наград и прибыли. И действительно, шквал реакций нахлынул в первые же дни. Вот только вместо восхищения и похвал, им приходится выслушивать жалобы и благой гнев игроков. Как оказалось, заслуженно, ибо игра вышла просто чрезмерно сложной и практически невозможной для прохождения. Разумеется, про удовольствие и расслабление не могло идти и речи. Нинтендо быстро оценивает сложившуюся ситуацию и в последний момент успевает предотвратить выход игры в таком виде на западе. А иначе, ее ждал бы неминуемый провал и сокрушительная потеря имиджа. Будущее Марио в тот момент висело на волоске от гибели.

super mario bros 2 screen

Оправившись от шока, Нинтендо осознаёт, что на создание новой игры с чистого листа просто не хватит времени. Игровое сообщество с каждым днём всё настойчивее требует выхода продолжения. Директорат Нинтендо находится в цугцванге и вынужден обратиться не к кому-нибудь, а к самому отцу-прародителю Марио — Шигеру Миямото. Для этого ему приходится стать отцом, возродившим собственное детище.

Недолго думая, Шигеру берёт свою другую игру под названием «Dream Factory: Doki Doki Panic» в качестве основы, слегка видоизменяет дизайн уровней и механику, и добавляет туда лишь персонажей и объекты из вселенной Марио. Именно благодаря таким махинациям Нинтендо и Миямото, «Super Mario Bros. 2» обретает дурную славу среди западных критиков и журналистов.

Дурную настолько, что и по сей день игре приписывают крайне неприятное звание, а именно — паршивой овцы в стане Марио-игр. Но несмотря на это, решение Нинтендо можно смело называть правильным: Марио, как минимум, сохраняет свой имидж, игра продаётся на западе многомиллионными тиражами, да и сама концепция «Super Mario Bros. 2» оказывает колоссальное влияние на последующие игры данной серии. Впервые на большую сцену ступают такие герои Нинтендо, как «Sky-Guy» или «Bob-Ombs» и, конечно же, вечно улыбающийся гриб по имени Toad. Вдобавок ко всему, на экранах телевизоров, впервые в истории видеоигр появляется полноценный трансвестит. Его легко можно найти уже в конце первого уровня в качестве босса по имени «Birdo».

Прорыв

super mario bros 3 screen

Как говорится, Бог любит троицу, и для окончательного становления культурного феномена в лице Марио, понадобился выход третьей части. В 1988 году в Японии выходит «Super Mario Bros. 3», которая придаёт всей серии множество новых импульсов и запоминается интересными нововведениями, многие из которых раскрываются уже в самом начале. Так, сразу после начала игры, игрок может насладиться захватывающим навыкам полёта Марио. Ко всему прочему, третья часть может похвастаться огромным, но последовательным миром и картой, которая значительно облегчает ориентирование в нём. Впервые в истории видеоигр в одной полноценной игре находится множество мини-игр, а Марио впервые сменяет свою одежку — теперь, каждый новый костюм открывает для него новые навыки и возможности. В плане стилистики «Super Mario Bros. 3» чётко продолжает линию первой части, но в глубине геймплея и наборе уровней она напоминает часть вторую. С помощью этого симбиоза, Нинтендо удаётся создать крайне сбалансированную игру, найдя наконец, ту самую, золотую середину. Марио поднимается на вершину славы и полон решительности, больше никогда её не покидать.

super mario land screen 1

Годом позже, в 1989 Марио решается сделать шаг в сторону набирающих популярность, карманных приставок. На прилавках появляется «Super Mario Land» для Гейм Боя (Game Boy). За исключением пары моментов, она не может предоставить фанатам ничего нового, но в целом сделана была добротно. Несмотря на то, что Миямото впревые не приложил руку к становлению детища, «Super Mario Land» расхватывается на ура. Всего было продано 18 миллионов копий, а в тандеме с другим суперхитом Нинтендо - Тетрисом, будущее карманных приставок уже стало предопределено.

Но не всё шло так уж гладко. На безоблачное небо Нинтендо неожиданно набежали тучи в лице Сеги, их консоли Мега Драйв и нового героя, который сразу запал в душу многим игрокам — ёжика Соника. Но все успехи конкуренты совершенно не впечатлили Миямото и тот, полный решимости, прямиком к старту новой приставки, Super Nintendo, выпускает практически идеальную игру.

Благодаря дино-дракончику Yoshi, а также улучшенной графике и революционному построению уровней «Super Mario World» раскупается свыше 17 миллионов раз, став, таким образом, самой успешной SNES игрой всех времён.

super mario world screen

Путеводитель Марио

Неважно на какую сторону ты встанешь в сражении двух самых знаменитых героев — ёжика Соника или водопроводчика Марио, нарицательным для всего Jump’n’Run жанра был и остаётся Марио. Хоть талисманчик Нинтендо и уступает Соннику в скорости, движения его порой предстают неловкими, а сами игры с ним весьма угловатыми, сама идея и игровая концепция фактически идеальны, управление безукоризненно, а приятным сюрпризам не видать конца. В каждом уровне есть множество тайников, где-то спрятан потайной ход на секретный уровень, а начиная игру с начала, становится вовсе не скучно, а наоборот, интересней. Именно эти свойства делают все игры с Марио такими успешными и «обречёнными» на вечное существование, не на экранах, так в сердцах игроков.

То, что эта тенденция продолжается до сих пор, доказывают такие игры, как «Mario Galaxy» на Nintendo Wii. Марио был, есть и будет самым известным и знаменитым водопроводчиком на всё белом свете...

super mario galaxy screen 1