История успеха знаменитой игры Mario
На всём белом свете не сыскать более знаменитого героя. Никто не приносит так много прибыли, как он, и ни один персонаж не даёт так много перспективных обещаний, которые непременно осуществляет. Остаётся только разместиться поудобнее и проследить за удивительным восхождением иконы.
Америка 1984
За поражающе короткие сроки рынок заполоняет угрожающий поток плохих игр. Большинство покупателей фрустрированы настолько, что начинают инвестировать свои деньги в более дешёвые и, на тот момент, более перспективные системы — домашние компьютеры, такие, как Commodore 64. Как следствие, летом этого же года, мир видеоигр содрогается: Warner Communications за символическую сумму продают фирму Atari бывшему шефу Commodore, Джеку Трамьелу. Американская видеоигровая отрасль сваливается в бездонную пропасть. Консоли окончательно выходят из моды. Только Нинтендо не оставляет надежд и совершает довольно смелый поступок, выпустив в 1985 году приставку «Nintendo Entertainment System».
Лицо приставки, игра «Super Mario Bros.» оказывается абсолютным хитом продаж, побеждая во всевозможных хит-парадах и побивая все рекорды. Главный герой, Марио, сразу появляется у всех на устах и взбирается на самую вершину шкалы популярности. Сиё молниеносное возвышение в точности напоминало восхождение другой классики от одного и того же дизайнера, Шигеру Миямото, под названием Donkey Kong. В ретроспективе, причины такой популярности выглядят вполне очевидными. Новоиспечённый платформер отрёкся от стандартной игровой формулы. Если раньше, главной целью в игре было достижение как можно большего количества очков, то теперь на передний план переместились такие аспекты, как прохождение всех уровней и обследование этапов на предмет скрытых тайников и секретов.
В свою очередь, такая тактика зачастую заставляет игрока поступать аналитически, что вызвало настоящую революцию и открыло второе дыхание всему игровому миру. Игроки и критики поголовно влюбляются в эту игру и её миниатюрного персонажа, а руководству Нинтендо ничего другого не остаётся, как посмеиваться в кулачок, да тихонько потирать ручки, ведь им, без особого труда, удаётся продать свыше 40 миллионов копий игры. Марио становится курицей, несущей золотые яйца.
Продолжение, само собой, не заставило себя долго ждать, и спустя ровно год в Японии выходит «Super Mario Bros. 2». Нинтендо с нетерпением ожидает реакции игроков и уже предвкушает звон наград и прибыли. И действительно, шквал реакций нахлынул в первые же дни. Вот только вместо восхищения и похвал, им приходится выслушивать жалобы и благой гнев игроков. Как оказалось, заслуженно, ибо игра вышла просто чрезмерно сложной и практически невозможной для прохождения. Разумеется, про удовольствие и расслабление не могло идти и речи. Нинтендо быстро оценивает сложившуюся ситуацию и в последний момент успевает предотвратить выход игры в таком виде на западе. А иначе, ее ждал бы неминуемый провал и сокрушительная потеря имиджа. Будущее Марио в тот момент висело на волоске от гибели.
Оправившись от шока, Нинтендо осознаёт, что на создание новой игры с чистого листа просто не хватит времени. Игровое сообщество с каждым днём всё настойчивее требует выхода продолжения. Директорат Нинтендо находится в цугцванге и вынужден обратиться не к кому-нибудь, а к самому отцу-прародителю Марио — Шигеру Миямото. Для этого ему приходится стать отцом, возродившим собственное детище.
Недолго думая, Шигеру берёт свою другую игру под названием «Dream Factory: Doki Doki Panic» в качестве основы, слегка видоизменяет дизайн уровней и механику, и добавляет туда лишь персонажей и объекты из вселенной Марио. Именно благодаря таким махинациям Нинтендо и Миямото, «Super Mario Bros. 2» обретает дурную славу среди западных критиков и журналистов.
Дурную настолько, что и по сей день игре приписывают крайне неприятное звание, а именно — паршивой овцы в стане Марио-игр. Но несмотря на это, решение Нинтендо можно смело называть правильным: Марио, как минимум, сохраняет свой имидж, игра продаётся на западе многомиллионными тиражами, да и сама концепция «Super Mario Bros. 2» оказывает колоссальное влияние на последующие игры данной серии. Впервые на большую сцену ступают такие герои Нинтендо, как «Sky-Guy» или «Bob-Ombs» и, конечно же, вечно улыбающийся гриб по имени Toad. Вдобавок ко всему, на экранах телевизоров, впервые в истории видеоигр появляется полноценный трансвестит. Его легко можно найти уже в конце первого уровня в качестве босса по имени «Birdo».
Прорыв
Как говорится, Бог любит троицу, и для окончательного становления культурного феномена в лице Марио, понадобился выход третьей части. В 1988 году в Японии выходит «Super Mario Bros. 3», которая придаёт всей серии множество новых импульсов и запоминается интересными нововведениями, многие из которых раскрываются уже в самом начале. Так, сразу после начала игры, игрок может насладиться захватывающим навыкам полёта Марио. Ко всему прочему, третья часть может похвастаться огромным, но последовательным миром и картой, которая значительно облегчает ориентирование в нём. Впервые в истории видеоигр в одной полноценной игре находится множество мини-игр, а Марио впервые сменяет свою одежку — теперь, каждый новый костюм открывает для него новые навыки и возможности. В плане стилистики «Super Mario Bros. 3» чётко продолжает линию первой части, но в глубине геймплея и наборе уровней она напоминает часть вторую. С помощью этого симбиоза, Нинтендо удаётся создать крайне сбалансированную игру, найдя наконец, ту самую, золотую середину. Марио поднимается на вершину славы и полон решительности, больше никогда её не покидать.
Годом позже, в 1989 Марио решается сделать шаг в сторону набирающих популярность, карманных приставок. На прилавках появляется «Super Mario Land» для Гейм Боя (Game Boy). За исключением пары моментов, она не может предоставить фанатам ничего нового, но в целом сделана была добротно. Несмотря на то, что Миямото впревые не приложил руку к становлению детища, «Super Mario Land» расхватывается на ура. Всего было продано 18 миллионов копий, а в тандеме с другим суперхитом Нинтендо - Тетрисом, будущее карманных приставок уже стало предопределено.
Но не всё шло так уж гладко. На безоблачное небо Нинтендо неожиданно набежали тучи в лице Сеги, их консоли Мега Драйв и нового героя, который сразу запал в душу многим игрокам — ёжика Соника. Но все успехи конкуренты совершенно не впечатлили Миямото и тот, полный решимости, прямиком к старту новой приставки, Super Nintendo, выпускает практически идеальную игру.
Благодаря дино-дракончику Yoshi, а также улучшенной графике и революционному построению уровней «Super Mario World» раскупается свыше 17 миллионов раз, став, таким образом, самой успешной SNES игрой всех времён.
Путеводитель Марио
Неважно на какую сторону ты встанешь в сражении двух самых знаменитых героев — ёжика Соника или водопроводчика Марио, нарицательным для всего Jump’n’Run жанра был и остаётся Марио. Хоть талисманчик Нинтендо и уступает Соннику в скорости, движения его порой предстают неловкими, а сами игры с ним весьма угловатыми, сама идея и игровая концепция фактически идеальны, управление безукоризненно, а приятным сюрпризам не видать конца. В каждом уровне есть множество тайников, где-то спрятан потайной ход на секретный уровень, а начиная игру с начала, становится вовсе не скучно, а наоборот, интересней. Именно эти свойства делают все игры с Марио такими успешными и «обречёнными» на вечное существование, не на экранах, так в сердцах игроков.
То, что эта тенденция продолжается до сих пор, доказывают такие игры, как «Mario Galaxy» на Nintendo Wii. Марио был, есть и будет самым известным и знаменитым водопроводчиком на всё белом свете...