Little Nightmares (2017): Обзор
Little Nightmares - одна из самых отвратительных игр последних лет. И эта отвратительность достигается без фонтанов крови исключительно благодаря гротеску обычных бытовых вещей. Это история девочки со странным именем Шесть. Малышка отчаянно пытается выжить на загадочном корабле под названием «Утроба». С одной стороны, большинство местных жителей пытаются ее съесть. С другой - она сама чуть не умирает от голода.
Голод
В оригинале игра, собственно, и должна была называться «Голод» (Hunger). По тем или иным причинам ее переименовали за несколько месяцев до выхода, однако тема голода осталась центральной. «Утроба» является своеобразным плавучим рестораном, куда приезжают обильно поесть безумно толстые и неадекватно ненасытные гости. В меню, помимо прочего, подают и блюда из детей, которых, в принципе, гости могут глотать и сырыми. На сайте игры указано, что гости никогда не возвращались назад живыми ... не то чтобы у игрока были причины желать добра жирным каннибалам, но на устрашающий круговорот еды в мире «Маленьких ужасов» нам намекают крайне прозрачно.
Жуткие работники «Утробы» постоянно заняты приготовлением блюд. И конечно, они охотятся на девочку в ярко-желтом дождевике, поскольку гостей очень много и жрут они как будто не в себе - тратить продукты не годится. А пище бегать по кухне не годится тем более!
Впрочем, каннибалы-толстяки не единственные, кто никак не может насытиться. Худощавой героине время от времени начинает крутить внутренности - вот она вроде в порядке, но тут практически умирает от слабости, начинает слышать в голове детский хор, сходит с ума до такого состояния, что готова съесть практически что угодно. Учитывая, какая «еда» популярна в «Утробе», сразу становится щемяще неприятно от того, куда клонится вся эта история.
Гротеск
«Маленькие ужасы» врезаются в память повсеместной болезненно стильной непропорциональностью. Если дети выглядят более или менее похожими на обычных человеческих детей, то страшилище-уборщик имеет неестественно большую голову и длинные руки, которые, кажется, становятся еще длиннее, когда он что-то ищет в бесчисленных ящиках. А в одном из тех ящиков скрывается наша героиня! Ирония в том, что ужасы на самом деле не так уж и «маленькие». Скорее наоборот: они слишком большие, а игрок перед ними убогий и почти беспомощен.
Подробно оформлены разработчиками помещения, озадачивающие даже больше врагов. В начале игры мы попадаем в комнату, где повесился один из жителей плавучего ресторана. Мы видим только длинные ноги над стулом, который был для самоубийцы явно недостаточным. Сразу вывод: на корабле есть по крайней мере еще кто-то с абсолютно другими пропорциями тела. И этот «мебельный» способ повествования постоянно поощряет представлять, какими должны быть те, для кого эта странная мебель на самом деле устанавливалась.
Исследуя корабль, главная героиня зажигает лампы, разбивает загадочные статуи хозяйки «Утробы» и наталкивается на грибовидных гномов. Все эти ситуации являются своеобразными «секретами», которые игрок может открыть. Однако на сюжет они не оказывают заметного влияния. Наиболее интересными среди них являются гномы. Они пугливые и мирные, часто подсказывают главной героини путь. Если одного из них догнать, его можно обнять, после чего он станет приветливее и уже не будет убегать. Какую роль эти существа играют в истории - остается на усмотрение игрока, как и многие вещи, здесь которые происходят.
Полностью объемный «Лимб»
И за игровой механикой, и частично по атмосфере «Маленькие ужасы» явно попадают в одну когорту с Limbo и INSIDE. Так же игра, в которой главный персонаж - молчаливая ребенок, убегает и прячется от непобедимых врагов. Так же мы наблюдаем за десятками различных вариантов смерти главной героини. Так же на пути встречаем пространственные головоломки и необязательные сокровенные уголки. Так же не до конца понятно, что это за место и почему здесь происходит именно то, что происходит. Так же присутствуют намеки на то, что это все лишь плохой сон или любая другая форма измененной реальности.
Но есть и существенные различия. Если INSIDE был своеобразным приложением цвета и визуального объема в Limbo, то «Маленькие ужасы» добавляют и реальный объем - способность двигаться в трехмерном пространстве. Также следует признать, что история «Маленьких ужасов» под конец игры кажется намного проще и понятнее, чем в Limbo и INSIDE, но и здесь много сюжетных поворотов, которые позволяют различные трактовки. Опять же, что такое «Утроба» - место развлечений для богатых? Или ад для непослушных детей? В конце концов, извращенная экосистема? Почему нашу героиню так сильно и внезапно начинает выедать изнутри? Почему у уборщика с черепа слезает кожа? И почему жители «Утробы» настолько зациклены на собственных портретах?
«Маленькие ужасы» - именно тот случай, когда игра по-настоящему ужасна, хотя она совершенно не полагается на эффект внезапности. Здесь никто не выскакивает на вас из-за угла с криком «бу!», Но, поставив игру на паузу, становится как-то жутко идти на кухню. Впечатления остались настолько сильные, что я невольно задумываешься не стать ли вегетарианцем.